Вступил в силу подписанный в марте текущего года Президентом России В. Путиным закон о запрете рекламы на ресурсах иноагентов №42-ФЗ, запрещающий размещение подобных объявлений на информационных ресурсах, принадлежащих указанным лицам. Запрету подлежит рекламирование упомянутых площадок. Учитывая подсчитанные Роскомнадзором более 130 млн. рублей, вложенных в 2023 г. отечественными компаниями в пиар-акции у иноагентов, следует – последние лишились внушительного притока средств.

В статье разберемся, на кого распространяется закон подписанный В.В. Путиным, как будет действовать.

Начнем с того - кто такие иноагенты

Для тех, кто не в теме: иностранными агентами считаются компании, физические лица, отдельные проекты, находящиеся под воздействием зарубежных структур, получающие иностранные дотации, финансовую помощь. Одновременно данные люди ведут пропагандистскую деятельность, политическую агитацию, в разной степени идущую в разрез интересам Отечества.

Учет таких граждан отражается в списках, размещенных на сайте министерства юстиции РФ. Для того чтобы попасть в них достаточно будет, например, дать интервью для источника, имеющего «звание» иноагента. Финансовая составляющая решающей роли здесь играть не будет.

Кто такие иноагенты.
Image by storyset on Freepik.

Что такое информационные ресурсы, упоминаемые в законе

На сайте Государственной думы можно увидеть пояснение к данному термину. Действие документа затрагивает любые площадки иностранных агентов: различные сайты, аккаунты в запрещенных социальных сетях, Телеграм-каналы, Youtube, блоги.

По закону теперь, запрет действует на приобретение рекламной интеграции у блогера, имеющего «метку».

При подаче материала средства массовой информации нарушат статьи закона в том случае, если приведя слова иноагента, сделав отметку о его статусе, решат оставить линк на его проект.

Что может быть признано рекламой у иноагентов

Как указано в соответствующем документе, под рекламой подразумевается информация, которая:

  • Распространяется различными методами, в любых форматах, с помощью разнообразных средств;
  • Предназначена для широкой аудитории, неопределенным лицам;
  • Служит для акцентирования внимания на определенных продуктах, услугах, формирования лояльного отношения к ним аудитории, подогревании постоянного интереса, популяризации на рынке.

При таких критериях не исключено, что рекламой может быть названа ссылка на ресурс иноагента. Возможен и другой вариант, когда означенное лицо захочет отозваться о чужом продукте на своих страницах. Это может быть расценено как действие, отраженное в новом законодательном документе, обе стороны будут за это отвечать.

Какие последствия ждут в случае нарушения запретов на рекламу от иностранных агентов

Для тех, кто вольно/невольно нарушит вновь принятый закон, разместив рекламу на площадках иноагентов или пропиарив их ресурсы, предусмотрена административные меры воздействия, штраф в размере до 50 тыс. руб. для простых людей, до 300 тыс. – для юрлиц (согласно КоАП, ст. 19.5, ч. 42).

Для иностранных агентов действует ст. 19.4 вышеуказанного закона, где гражданам грозит финансовое наказание до 50 тыс., а юридическим лицам – до 500 тыс. рублей. Повторное игнорирование запретов приведет к уголовной ответственности, лишению свободы до двух лет.

Хотя изначально речь велась о наказании за размещение рекламных объявлений относительно российских компаний, то новый документ, по сути, распространяется на рекламодателей без сносок, касательно месторасположения.

Что делать бизнесу, чтобы избежать штрафов в 300 000 рублей

  • Исключить покупку реклам у граждан, компаний, попавших в немилость на законных основаниях (реестр таких лиц размещен на портале Минюста, обновление происходит каждую пятницу);
  • Ранее купленную у иноагентов и до сих пор доступную рекламу попросить владельцев удалить, так как она будет признана длящейся, попадет под штрафные санкции;
  • Просмотреть свои каналы, рассылки, сети на предмет запрещенных ссылок, упоминаний, возможно они «затаились» в размещенных видео, комментариях;
  • Быть предусмотрительным в отношении блогеров Х, возможно завтра их фамилии появятся в Реестре, попав под запрет.

Законны ли донаты иноагентам

В Госдуме не исключили варианта, что в дальнейшем запретов станет больше. Обсуждается вопрос введения ограничительных мер касательно донатов, выплат по авторским, смежным правам. Не исключено наказание для тех, кто оказывает материальную помощь иностранным агентам (донатит).

Заключение

В наше сложное время совет может быть один: систематически следить за изменениями в законодательстве, просчитывать все риски. Если вы болеете за свой проект, то должны быть внимательны в выборе ресурсов.