Зона доменного имени — это часть интернет-адреса, расположенная справа, после последней точки. Она пишется в самом конце и является доменом первого/верхнего уровня (англ. TLD — top-level domain). К примеру, в имени «ihc.ru» используется доменная зона «ru», которая считается национальным кодом Российской Федерации. Всеми TLD в мире управляет международная компания ICANN, именно они дают регистраторам право регистрировать домены в тех или иных зонах и сами осуществляют регистрацию доменных зон.

Официальной и общепринятой классификации таких доменов не существует, однако в народе зоны регистрации условно делят на два вида: территориальные (англ. ccTLD — country code) и общие (англ. gTLD — generic). Разберем каждый по порядку.

К ccTLD относятся домены, которые указывают на географическое положение, принадлежность определенному государству, городу или региону. Их можно разделить на национальные доменные зоны стран и субрегиональные зоны содружеств или городов. Первые — это буквально интернет-обозначения каждой отдельной страны. К примеру, доменная зона «su» была создана специально для Советского Союза, «kz» — для Казахстана, «ua» — для Украины, «us» — для США и т. д. У всех государств есть собственный TLD, иногда даже несколько: у нас, помимо «ru», часто используется доменная зона «рф». Субрегиональные домены охватывают либо целые регионы, либо конкретные города. Доменная зона «io» привязана к Британским островам в Индийском океане, «eu» — к странам Европейского Союза, «moscow» и «msk.ru» — к Москве и Московской области. Такие домены могут быть двухуровневыми.

Generic TLD тоже имеют две группы: универсальные или общего назначения и тематические. В первом случае речь идет о доменах, которые используются повсеместно с разными целями. Самая популярная в мире доменная зона «com» как раз является общей, т. е. может быть использована где и кем угодно. Сюда же относят доменные зоны «online», «org», «xyz», «net», «site» и др. Они отличаются по цене и узнаваемости, но все же входят в одну группу. Другое дело — тематические зоны, которые призваны рассказать о примерном содержании сайта еще до его посещения. Такие домены помогают определить тематику: «shop», очевидно, используют магазины, «info» — информационные порталы, «photo» — фотографы, фотостудии и пр. Их много, поэтому подобрать подходящий не составит труда.

Но так ли важно уделять столько внимания выбору домена и доменной зоны? На самом деле, да. Создать собственный TLD почти нереально — придется выбирать из существующих. Пусть зона регистрации не влияет на поисковую оптимизацию напрямую, однако это весомый фактор в диджитал-маркетинге, который в итоге отражается и на SEO. Ваш TLD должен соответствовать одному из критериев: либо указывать на геолокацию целевых пользователей, либо подсказывать, какой направленности данный сайт. Это поможет поисковым роботам и самой аудитории опознать вас среди нерелевантных веб-ресурсов. Если ни то, ни другое не имеет для вас большой роли, используйте общую зону. Домен — это важный элемент продвижения любого сайта. Нужно ответственно и с умом подходить к его выбору.